Катерина Карпенко: О молодости в литературе

"Наша газета – это попытка объединить творческий потенциал, выявить среди безумного потока букв то, что имеет право называться современной литературой, пустить литературные языки огня, прячущиеся пока робко в письменных столах и блокнотах". На вопросы о молодежной прессе, о молодой литературе и о человеке пишущем в этот раз отвечают создатели литературного журнала "Неолит" Катерина Карпенко и Александр Мор.
Ответы на вопросы
Вопрос : Как вы думаете, стоит ли журналистику причислять к искусству или же это отдельная форма творчества, живущая по своим законам, часто резкая или циничная из-за рамок жанра? Дмитрий
Катерина: На мой взгляд, журналистика — это все же отдельная форма творчества. Хотя бы потому, что журналист соблюдает те принципы, которыми могут и не руководствоваться писатели и поэты. Например, журналист обязан оперировать фактами, располагая точной информацией, правдиво рассказать читателю о том или ином событии. Иное дело поэт или писатель: никто не заставляет его строго отображать в своих произведениях действительность, именно поэтому у него больше возможностей пустить в ход воображение и фантазию. А по поводу резкости и циничности — для журналистики это характерно, да. Но не чуждо и искусству: вспомним хотя бы Владимира Маяковского, да и вообще футуристов.
Вопрос : тот же
Александр: Хотел воскликнуть: «Ни в коем случае!», а потом решил подумать. Смотря что подразумевать под журналистикой. Вспомним работу Трумена Капоте «Хладнокровное убийство», не многие знают, что написана она в стиле «новой журналистики» и это совершенно превосходное произведение. Работы Хантера С. Томпсона (автора небезызвестного «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), основателя гонзо-журналистики. Итоги трудов вышеприведенных авторов (да и не только их, вспомним еще хотя бы Нормана Мейлера) и позволили Тому Вулфу написать однажды: «Журналистика— это искусство, а современная литература — старорежимная пошлятина». Но если под журналистикой рассматривать написание статей в четверть полосы, то тут нет ни творчества, ни искусства (отстаивающие свою профессию люди, разумеется, за уши притянут к журналистике и понятия творчества, и искусства, это их право).
Вопрос : Как вы думаете, на смену "пустоте" в современной литературе придёт что-то новое? Фаталист
Александр: «Пустоты» в литературе нет. Современную литературу делаем мы – читающие, пишущие, и, говоря о «пустоте», стоит иметь в виду только пустоту внутри нас. А проблема, на мой взгляд, в том, что искусством может заниматься каждый. В наше время это константа. Наукой – избранные, не у всех есть мозги. А искусством – каждый. Следовательно, у каждого свой взгляд на отраженную в искусстве действительность. Это ужасно, поскольку не все может быть предметом искусства. Однако, по незнанию, по причине отсутсвия ограничений, мы являемся автономными единицами, судящими тот или иной предмет искусства не по законам, а по своим собственным, подчас странным правилам. У искусства 19-20 веков, например, в числе прочих были и социальные функции: призыв к тем или иным действиям, функции утешителя, учителя… Иными словами, искусство уходило в общество, оно было направлено от автора к народу. Сейчас мы наблюдаем ровным счетом обратный процесс. Автор вбирает в себя происходящее, живет обществом, но на этом в себе же и замыкается. Или второй вариант – пытается всем и каждому донести свою боль, важную лишь для него самого. На том его «искусство» и заканчивается. Современный писатели как плохие врачи: они могут поставить диагноз, но не могут вылечить. Придет ли что-то новое? Придет, обязательно. Творчество как процесс убить невозможно. А что придет – зависит только от нас.
Вопрос : Катерина, как вы считаете, есть ли будущее у «бумажной» литературы? Или книга/пресса 22 века – это монитор? Стоит ли приучать к электронным книгам со школы? Читатель
Александр: Будущее и не за тем, и не за другим. Рассмотрим среднестатистического обывателя: бумажный вариант – для человека, решившего действительно познакомиться с творчеством того или иного автора, электронная версия – некий «туалетный», извините за термин, вариант. Суть электронной книги - в твоей невозможности выделить определенное, целиком посвященное чтению время. Стараясь проглотить парочку абзацев между остановками по пути на работу, ты только и запоминаешь, что название. Еще одной причиной покупки сего девайса является человеческая жадность. Купив «читалку», ты забьешь её по самые края литературой, которой в книжном бы и взглядом не коснулся. А все почему? Потому что на халяву (извините за сленг). Иная судьба у бумажного варианта. К нему человек подходит осознанно, он действительно хочет познакомиться с данным произведением (если он не коллекционер литературы), ко всему прочему он соизмеряет объемы романа со своим временем, выделенным им же для чтения. Бумажное издание вы вряд ли возьмете с собой в автобус или, пардон, в туалет. С книгой вы разместитесь вечером в уютном кресле и всецело погрузитесь в мир автора. В моем понятии чтение книги – дело, позволю себе так выразиться, интимное, но не судорожное тыкание в сенсорный экран. Существуют, конечно, исключения, когда необходимо под рукой иметь большое количество литературы, но это никак не относится ни к школьникам, ни к нам, простым смертным.
Вопрос : тот же
Вопрос : Чем принципиально молодая, новая литература отличается от немолодой и старой? Как вообще выглядит современный поэт-писатель? Где его можно увидеть и услышать во Владимире, например? Иванова
Катерина: Молодая литература отличается от немолодой, на мой взгляд, тем, что молодым современным литераторам намного сложнее создать что-то качественно новое, поднять такую тему, которая еще не поднималась. Все уже было сказано до нас, причем сказано гениально. Мне очень нравится фраза (к сожалению, не помню, кому она принадлежит): «Если ты не можешь сказать лучше о том, что уже было сказано, молчи». Но молчать современным поэтам и писателям вовсе не хочется, а потому они ищут свои пути, изобретают (насколько удачно, судить не нам. Пушкина тоже не все современники понимали) новые жанры, вырабатывают собственный стиль, отличный от других. Современный поэт-писатель (если он действительно поэт-писатель, а не графоман и не рифмоплет) находится в постоянном поиске, в муках творчества, уж извините за этот штамп. На лбу у него, конечно, не написано «Поэт» и глаза не горят иначе, но он... глубже что ли, он иначе чувствует и понимает этот мир, как бы банально это не звучало.
Вопрос : тот же
Вопрос : Ребят, а вы сами пишете? Если да, то как удается совмещать творчество и практическую продвиженческую сторону деятельности редакторов журнала? Матрена Тимофеевна
Вопрос : тот же